Тема «О готовности пожарно-спасательных подразделений МЧС России по Республике Калмыкия к реагированию на возможные ДТП в зимний период»
Гость: Носачёв Анатолий Александрович - заместитель начальника Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия (по Государственной противопожарной службе).
Одно из важнейших направлений работы МЧС – реагирование на дорожно-транспортные происшествия. Эта задача не менее важна, чем тушение пожаров. При дорожно-транспортных происшествиях люди зачастую гибнут не только в сам момент столкновения, но и после, оказавшись заблокированными в искореженной машине. В таких случаях оказать им квалифицированную помощь могут только специалисты – аттестованные на проведение спасательных работ и располагающие всем необходимым оборудованием. О том, как осуществляется реагирование на ДТП в Республике Калмыкия радиослушателям расскажет заместитель начальника Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия (по Государственной противопожарной службе) полковник Носачёв Анатолий Александрович, который сегодня является нашим гостем.
Анатолий Александрович добрый день!
1. Анатолий Александрович, были ли зафиксированы чрезвычайные происшествия в период новогодних праздников? И как складывалась обстановка на автодорогах Республики Калмыкия?
В принципе, в период новогодних праздников с 29 декабря 2023 по 8 января 2024 года чрезвычайных происшествий на территории республики зафиксировано не было. Пожарно-спасательные подразделения на пожары привлекались 9 раз, из них 2 техногенных и 7 загораний сухой растительности и мусора, пострадавших нет.
На ликвидацию последствий ДТП подразделения привлекались 10 раз, пострадало 19 человек, к сожалению, 2 человека погибло, спасено 17 человек.
К сожалению, 09 января в 02 ч. 40 мин. произошло 1 социально-значимое происшествие, связанное с дорожно-транспортным происшествием, в результате опрокидывания пассажирского автобуса, пострадало 2 человека. Реагирование сил и средств было своевременным и достаточным.
В связи с ухудшением погодных условий и выпадением осадков, сохранялась вероятность возникновения происшествий связанных с затруднением движения всех видов транспортных средств, увеличением количества ДТП. Несмотря на это, федеральные и региональные автодороги открыты во всех направлениях.
Силы и средства Главного управления функционируют в режиме «Повышенная готовность» (во исполнение приказа МЧС России от 20.10.2022 № 1038 «О введении режима «Повышенная готовность»).
2. Анатолий Александрович, расскажите какие мероприятия проводятся Главным управлением для контроля за состоянием автомобильных дорог на территории Республики Калмыкия?
В целях подготовки сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с заторными явлениями на федеральных и региональных автомобильных дорогах республики в 2023-2024 гг. Главным управлением проведен ряд превентивных мероприятий, в том числе:
с Минтрансом республики отработан механизм по своевременному перекрытию автомобильных дорог при возникновении заторных явлений;
проведены проверки дорожных подрядных организаций, с которыми подписаны государственные контракты на содержание автомобильных дорог Республики Калмыкия (по итогу проверки установлено: песчано-соляная смесь заготовлена в объеме 18 тыс. тонн, дорожная техникав количестве 124 ед. - исправна и готова к использованию);
разработан и утвержден Алгоритм действий ТП РСЧС при получении информации о дорожно-транспортных происшествиях и заторах на дорогах;
уточнен план прикрытия автомобильных дорог;
определены аварийно-опасные участки (7 опасных участков);
подготовлен расчет техники высокой проходимости Главного управления;
оперативными группами пожарно-спасательных гарнизонов проводится мониторинг дорожной обстановки;
подготовлены пункты питания и обогрева (2 мобильных вместимостью на 20 человек и 38 стационарных вместимостью на 1655 человек).
Для обеспечения готовности федеральных и региональных автомобильных дорог Республики Калмыкия в соответствии с утвержденым Планом привлечения сил дорожно-эксплуатационных предприятий для устранения заторных явлений на автомобильных дорогах общего пользования вследствие дорожно-транспортных происшествий и неблагоприятных климатических явлений в зимний период 2023-2024 годов спланировано привлечение 421 единицы специальной и инженерной техники (202 КДМ, 64 автогрейдера, 72 погрузчик, 23 бульдозера, 7 экскаваторов, 49 тракторов со снегоочистительным оборудованием, 4 роторных снегоочистителя), в том числе от МЧС России 5 единиц (3 снегоболотохода и 2 снегохода) для эвакуации транспортных средств и пострадавших граждан из снежных заносов, а также доставки продуктов питания в населенные пункты с заблокированными дорогами.
3. Анатолий Александрович, меня заинтересовал такой момент, что помимо мобильных пунктов обогрева и снегоходов, вашим ведомством еще используются беспилотные летательные аппараты. Что они из себя представляют и для чего используются?
На вооружении в Главном управлении имеется четыре единицы. беспилотных летательных аппаратов «Phantom 4» (2 шт.) и «ИНСФАЕР 1» (2шт.).
Как мы видим их работу и как их применяем? Вы знаете, что при наступлении жаркой и сухой погоды возникают риски возникновения природных и других пожаров. Которые мы, к сожалению, не можем видеть, находясь в каком-нибудь другом месте. Наши сотрудники, используя беспилотную технику, могут определить размеры горения сухой травы для того, чтобы принять меры соответственного реагирования. В случае ДТП, использование беспилотных летательных аппаратов целесообразно в места, где существует многокилометровые пробки и заторы.
С летательным аппаратом может применяться различное навесное оборудование, такое как видеокамеры, фотокамеры, тепловизоры, камеры ночного видения, устройство контроля токсичных веществ в воздушной среде.
4. Анатолий Александрович, расскажите, каким образом МЧС России по Республике Калмыкия принимает участие в решении вопросов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями?
Вначале хочется остановиться на таком моменте, что наша первоочередная задача – это предупреждение. Мы эффективно взаимодействуем с Администрацией республики, участвуем в заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС. Непосредственное участие в ликвидации дорожно-транспортных происшествий принимает как поисково-спасательное подразделение Казенного учреждения республики Калмыкия «Центра гражданской защиты», так и пожарно-спасательные подразделения, которые находятся у нас в городе и в каждом муниципальном образовании. Кроме того, у нас подписаны соглашения с здравоохранением республики, с управлением внутренних дел, налажено взаимооповещение в случае возникновения дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Это, подчеркиваю, основной упор в нашей работе. Кроме того, ведется учет статистических данных, выявляются перспективные направления деятельности в области повышения безопасности на дорогах.
5. В среднем, за какое время спасатели прибывают на место аварии? Минимум и максимум?
В зависимости от зоны ответственности. Минимум, если это произошло в пределах городской черты, например г. Элиста, то здесь время от 5 до 10 минут. Что касается районов, федеральной трассы, там прикрытие осуществляется в основном пожарно-спасательными подразделениями. То есть, выезжает та пожарная часть, которая находится непосредственно в зоне действия своей ответственности, от этого и зависит время реагирования (от 10 до 15 минут), мы его пытаемся сократить.
6. Расскажите, как спасатели ликвидируют последствия аварии на дорогах? Что в первую очередь делают, если еще нет медицинской службы?
Во-первых, это оказание первой помощи пострадавшим, деблокирование попавших в аварию людей (извлечение из автомобиля). Также производится отключение аккумуляторной батареи, то есть ликвидация вторичных поражающих факторов, которые могут привести к возникновению пожара: от искры аккумулятора может произойти возгорание топлива, горюче-смазочных материалов. При необходимости происходит стабилизация транспортных средств, передача пострадавших в кареты «Скорой помощи» для оказания профессиональной медицинской помощи. При необходимости происходит и оказание психологической помощи, в некоторых случаях она необходима, для этого мы привлекаем наших коллег из отдела медико-психологического обеспечения.
Наши сотрудники до приезда скорой медицинской помощи также могут сделать, как и обезболивающие уколы, перевязку, так и фиксацию открытых переломов, привести в чувство пострадавших для дальнейшей их транспортировки и перевозки.
7. А какие сложности чаще всего возникают при ликвидации последствий ДТП?
Погодные условия – это основной фактор дорожно-транспортных происшествий. Всем понятно, что в мокрую, дождливую, снежную погоду риск дорожно-транспортных происшествий существенно возрастает. Причинами могут быть плохая видимость, гололёдно-изморозевые явления.
Сложности зависят от масштабов аварии. Если произошла сильная деформация кузова, то на это уходит больше времени. Но пожарно-спасательные подразделения у нас оснащены достаточно современными средствами спасения, специальными инструментами, что, конечно же, упрощает работу.
При возникновении ДТП существуют случаи возгораний автомобилей, когда первому прибывшему подразделению приходится одновременно тушить пожар и проводить спасение пострадавших.
Бывает, что автотранспортное средство загорается во время движения. Причины для этого могут быть различные, от неисправности электрооборудования и механизмов самого транспортного средства и случаи использования нестандартных электронагревательных приборов на автомобилях.
Были случаи, когда в ходе движения обнаруживалось задымление из-под капота, потому что во время ремонта забыли какую-то тряпку или вещь вблизи моторного отсека. Плюс – попадание посторонних предметов, которых вообще там быть не должно. Часто случаются возгорания по причине курения в салоне автомобиля, где водитель мог ввиду своей невнимательности оставить или обронить непотушенный окурок в салоне. Были у нас случаи горения грузовых транспортных средств, когда в ходе движения попадал окурок в следом идущий автомобиль или даже в свой кузов. Поэтому все меры пожарной безопасности, о которых мы говорим в быту, они действуют и на транспорте.
8. С вашей стороны, какие мероприятия проводятся с целью повышения качества и скорости реагирования?
В рамках плана профессиональной подготовки сотрудников МЧС России, со всем личным составом пожарно-спасательных подразделений проводятся занятия по совершенствованию работы со специальным инструментом и аварийно-спасательным оборудованием. Кроме того, все пожарные и спасатели сдают зачеты по работе с гидравлическим аварийно-спасательным инструментом. Это обязательные условия для службы в наших подразделениях. Помимо этого у нас регулярно проводятся местные и региональные соревнования по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно принимают участие на региональном этапе все пожарно-спасательные подразделения. По результатам мы отбираем лучших, отправляем их на межрегиональные соревнования Южного федерального округа, после чего, если попадаем в тройку лучших, идем на всероссийские соревнования.
9. Проводятся ли у вас тренировки по отработке вопросов по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с взаимодействующими структурами?
Да, конечно. Ежегодно Главным управлением инициируется проведение тактико-специальных учений по ликвидации ДТП на автомобильных дорогах общего значения на территории республики совместно со взаимодействующими структурами. Также Главным управлением проводятся командно-штабные учения. В прошлом году по распоряжению Главного управления по Ростовской области с 21 по 22 ноября проходили командно-штабные учения в целях подготовки к зимнему периоду, а также проверки готовности сил и средств РСЧС республики к реагированию на ликвидацию возможных дорожно-транспортных происшествий и заторов, вызванных неблагоприятными климатическими явлениями на автомобильных дорогах республики. В ходе тренировки, отработаны вопросы взаимодействия, с дорожными службами, органами управления взаимодействующих министерств и ведомств, а также практические навыки по извлечению пострадавших при ДТП, оказанию им медицинской и психологической помощи. По итогам КШУ действия нашего Главного управления и взаимодействующих структур оценены в лучшую сторону.
К тренировкам мы стараемся привлечь как можно больше взаимодействующих структур. Нам интересно время прохождения информации по линии оперативных дежурных служб с момента получения определенного сигнала. Также отслеживаем все действия: начиная с работы старшего оперативного дежурного по привлечению необходимых сил и средств и до практической работы всех на месте. Многие могут наблюдать, что подобные масштабные учения проходят на территории города, районов. Это видно, и это дает результат.
10. Скажите пожалуйста, как молодые люди могут получить образование и связать свою жизнь со службой в МЧС?
Нашему молодому поколению, которое в этом году оканчивают образовательные учреждения желаю успехов в сдаче экзаменов, (кто еще возможно не определился с будущей профессией). Главное управление МЧС России по Республике Калмыкия ежегодно, как правило, с января месяца проводит предварительный отбор кандидатов из числа граждан, изъявивших желание в текущем году поступить в качестве курсантов на очное обучение в образовательные организации высшего образования МЧС России за счет средств федерального бюджета.
Профессию пожарного и спасателя можно обрести после окончания специализированных ВУЗов это:
- Академия гражданской защиты МЧС России (г. Москва)
- Академия Государственной противопожарной службы МЧС России (г. Москва)
- Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России (г. Санкт-Петербург)
- Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России (г. Иваново)
- Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России (г. Екатеринбург)
- Сибирская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России (г. Железногорск Красноярский край)
По вопросам поступления в образовательные организации высшего образования МЧС России необходимо обращаться в отдел кадров, воспитательной работы и профессионального обучения Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия по адресу:
г. Элиста, ул. Ленина, д.349, (3 этаж, каб. 314. тел. 6-78-14).
11. Заканчивая нашу беседу, что бы Вы хотели сказать жителям Республики?
Прежде всего, учитывая сегодняшние погодные условия, а именно сохранения гололедицы в некоторых районах города и республики, хотелось бы обратиться к жителям нашей республики, во избежание травматизма соблюдать следующие меры предосторожности:
отказаться от обуви на высоком каблуке в пользу другой – на мягкой рифленой подошве;
верхняя одежда не должна сковывать движения и затруднять обзор, например, глубоким капюшоном или высоким воротником;
не носите в руках сумки на длинных ручках, особенно тяжелые, так как они смещают центр тяжести и делают походку неустойчивой;
старайтесь не держать руки в карманах;
по улицам покрытым слоем льда, передвигайтесь медленно;
старайтесь избегать обледенелых участков, старайтесь обходить все места с наклонной поверхностью.
Также хотел бы напомнить жителям республики о соблюдении пожарной безопасности:
не оставляйте включенные электроприборы без присмотра;
не пользуйтесь неисправными розетками, вилками, выключателями;
не пользуйтесь неисправными газовыми и электрическими приборами;
в помещениях и строениях имейте первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь;
в случае возникновения очагов возгорания немедленно сообщайте о пожаре по телефону – «01» и телефону сотовой связи - «112».
Анатолий Александрович спасибо большое за интересное интервью!
Желаю, чтобы все ваши планы были реализованы!