16 февраля 2024, 10:37
5258
14 минут

Одним из актуальных вопросов в обществе является создание гарантий безопасной жизнедеятельности населения

Одним из актуальных вопросов в обществе является создание гарантий безопасной жизнедеятельности населения

Сегодня одним из актуальных вопросов в обществе - является создание гарантий безопасной жизнедеятельности населения на всей территории нашей страны. Противостоять природным и техногенным рискам, минимизировать потери в любых чрезвычайных ситуациях можно только сообща. Именно такой подход позволяет добиваться высоких результатов в области защиты населения.

В эфире "Радио Калмыкии" заместитель начальника Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия (по антикризисному управлению и антитеррористической деятельности) полковник внутренней службы Николай Эрендженов рассказал о работе Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по Республике Калмыкия.

-Добрый день, Николай Николаевич!

-Здравствуйте!

1. Николай Николаевич, в самом начале расскажите, что такое Центр управления в кризисных ситуациях, когда он организован? Вы называете его сокращенно ЦУКС...

В Главном управлении МЧС России по Республике Калмыкия Центр управления в кризисных ситуациях функционирует с 2011 года. Он является органом повседневного управления на субъектовом уровне. Именно сюда ежеминутно стекается вся информация о происшествиях в регионе, проводится мониторинг погодных явлений и многое другое. Сотрудники Центра в круглосуточном режиме «держат руку на пульсе» нашей республики. Его создали специально для совершенствования системы управления при решении задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

2. Николай Николаевич, расскажите о характерных для нашей республики рисках.

Постоянными источниками рисков для жизнедеятельности населения и территории Республики Калмыкия являются 39 возможных рисков чрезвычайных ситуаций.

Это:

- 22 риска природного характера, основные из них: засуха, чрезвычайная пожарная опасность, комплекс неблагоприятных метеоявлений и другие;

- 17 рисков техногенного характера, основные из них: ДТП, техногенные по-жары, взрывы бытового газа и другие.

Кроме этого, циклическими сезонными рисками возникновения чрезвычай-ных ситуаций на территории республики являются:

Сильный ветер, пыльные бури, сильный туман, град, снег, налипание мокрого снега, гололед, заморозки, сильная жара, и природные пожары.

3. Николай Николаевич, расскажите, а как организована работа по оповещению населения в случае ухудшения погодных условий?

          Одной из основных задач МЧС России является своевременное доведение информации о вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, рекомендациях по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций различного характера до населения.

При поступлении от Калмыцкого гидрометцентра экстренных и штормовых предупреждений об ухудшении погодных условий, дежурная смена Центра доводит неблагоприятный прогноз, модели развития обстановки и рекомендованные превентивные мероприятия до органов исполнительной власти и местного самоуправления, заинтересованных организаций, как напрямую, так и через ЕДДС муниципальных образований

Информирование населения проводится посредством СМС-рассылок, с при-влечением средств массовой информации и интернет-ресурсов. Информация размещается на сайте Главного управления и в социальных сетях на страницах нашей пресс-службы. Также информация доводится до региональных телеканалов. Представителями Главного управления для средств массовой информации записываются видеокомментарии по неблагоприятному прогнозу.

4. Что такое прогнозирование и мониторинг чрезвычайных ситуаций. В чем заключается их суть?

Важными этапами предупреждения чрезвычайных ситуаций являются мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

МОНИТОРИНГ чрезвычайных ситуаций — это процесс наблюдения за состоянием окружающей среды. Целью мониторинга является определение состояния изменений в природных и техногенных элементах окружающей среды, которые могут привести к чрезвычайным ситуациях. Его суть в постоянном наблюдении за процессами, происходящими в природе и техносфере, с целью предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания.

А ПРОГНОЗИРОВАНИЕ чрезвычайных ситуаций - это определение вероятности возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на основе анализа возможных причин их возникновения, их источника. Целью прогнозирования является определение времени и места наступления чрезвычайных ситуаций, вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, а так же характер и масштаб возможных последствий. Суть прогнозирования в предвидении реализации этих угроз.

5. Николай Николаевич, расскажите, как организовано межведомственное взаимодействие с Росгидрометом?

Взаимодействие регионального МЧС с Калмыцким Центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды основывается на Соглашении и Регламенте информационного взаимодействия.

Информационное взаимодействие у нас осуществляется на региональном уровне.

Основными целями нашей совместной деятельности являются:

- предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, осуществление мониторинга опасных природных явлений;

 - снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, заблаговременная подготовка к выполнению превентивных мероприятий;

- совместная работа по совершенствованию обмена информацией, разработке и внедрению единых стандартов обмена информацией.

Взаимодействие заключается в выполнении совместных действий по организации информационного обмена при принятии решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

6. А что такое ежедневный оперативный прогноз? Для чего он нужен?

Ежедневный оперативный прогноз чрезвычайных ситуаций - это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения, ее источника.

Целями ежедневного оперативного прогноза являются:

- установление рисков возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на предстоящие сутки;

- построение вероятных сценариев и последствий возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

- определение режимов функционирования органов управления и сил МЧС России и органов исполнительной власти и местного самоуправления;

- определение перечня мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций.

Существует такое понятие как оправдываемость прогноза.

Оправдываемость прогноза - это степень соответствия прогнозируемых характеристик ЧС фактически наблюдавшимся.

7. Николай Николаевич, вот смена ЦУКС получила оперативный прогноз. И что дальше?

При получении ежедневного оперативного прогноза, экстренного или штормового предупреждения специалист мониторинга и прогнозирования немедленно:

- доводит информацию до старшего оперативного дежурного оперативно-дежурной смены Центра и начальника центра управления в кризисных ситуациях;

- проводит анализ, обработку и обобщение прогнозируемой и оперативной информации об обстановке, связанной с природными процессами и техногенными источниками чрезвычайных ситуаций;

- сообщает в Правительство республики, ответственные министерства и ведомства, руководителям администраций муниципальных образований через ЕДДС.

Порядок и сроки доведения прогнозов ЧС до органов управления определены нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями МЧС России. При этом необходимо учитывать приоритетность доведения оперативного ежедневного прогноза и экстренного или штормового предупреждения.

Доведение прогноза чрезвычайных ситуаций осуществляется по всем доступным средствам связи и передачи информации.

При поступлении информации о неблагоприятном прогнозе в целях заблаговременного определения масштабов и характера возможного развития чрезвычайной ситуации, специалистом дежурной смены разрабатываются модели развития складывающейся обстановки.

8. А как организованы порядок реагирования на прогноз чрезвычайных ситуаций и порядок выполнения превентивных мероприятий?

Возникновение любой чрезвычайной ситуации сразу запускает механизм реагирования и представляет собой различные органы управления, привлекаемые силы и средства, организации, обеспечивающие их функционирование.

При этом осуществляется постоянный обмен информацией между органами управления.

Реагирование на прогноз чрезвычайных ситуаций, в зависимости от ее масштаба начинается с введения соответствующего режима функционирования для органов управления и сил муниципальных образований, органов исполнительной власти, организаций на территории которых возникла угроза возникновения чрезвычайных ситуаций.

Решение о введении режима функционирования принимает руководитель органа исполнительной власти, местного самоуправления и организации. Мероприятия по подготовке к защите населения проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз.

Превентивные меры по снижению возможных потерь, уменьшение масштабов чрезвычайных ситуаций – это инженерная защита территорий и населения от повреждающего воздействия стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф. Важным направлением превентивных мер, которые способствуют уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций, является создание и использование систем своевременного оповещения населения, которое позволяет принять своевременные меры по защите населения.

9. Расскажите о моделях развития обстановки. Что это такое?

Модель развития обстановки при чрезвычайной ситуации - это абстрактное представление чрезвычайной ситуации, предназначенное для исследования определенных аспектов этой чрезвычайной ситуации. Модели развития обстановки включают в себя информацию о количестве населения, жилых домов, социально-значимых объектов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, др. объектов жизнеобеспечения населения, а также о метеорологической обстановке в зоне чрезвычайной ситуации.

Все модели готовятся с момента получения неблагоприятного прогноза и разрабатываются с помощью информационных ресурсов, специалистом дежурной смены Центра.

Расчет последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется с использованием расчетных программ, по наихудшему развитию событий.

Расчеты включают в себя:

- подготовку данных о складывающейся или прогнозируемой обстановке;

- проведение расчетов с использованием расчетных программ;

- подготовку графических материалов.

В зависимости от сезонных рисков, характерных для Республики Калмыкия мы разрабатываем модели:

- рисков дорожно-транспортных происшествий при возникновении неблагоприятных погодных условий;

- риска нарушения электроснабжения и модель подтопления;

- Модель по риску природных пожаров;

- Модель по сильному ветру, осадкам, заморозкам, и др. рискам.

Разработанные модели вместе с прогнозом чрезвычайных ситуаций и экстренным или штормовым предупреждением доводятся до всех органов исполнительной власти, местного самоуправления, заинтересованных организаций и ведомств и ЕДДС муниципальных образований, руководители которых в свою очередь выполняют превентивные мероприятия по снижению ущерба, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, а также информирование населения.

10. Расскажите, как МЧС проводит информирование населения?

Одной из основных задач МЧС России является своевременное доведение информации о вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, рекомендациях по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера до населения.

Информирование населения проводится по системам массового оповещения (телевидение, радиовещание, СМС-сообщения, средств массовой информации и интернет-ресурсов).

Также информация размещается на сайте Главного управления и в социальных сетях на страницах пресс-службы и доводится до региональных телеканалов: «Национальное телевидение Калмыкии» и «Вести — Калмыкия», 5-ти радиостанций: «Русское Радио», «Ретро ФМ», «Европа Плюс», «Юмор ФМ», «Радио России Калмыкия», 5-ти информагентств: «РИА-Калмыкия», «Калмыкия NEWS», «Калмыкия online», «Elista.org», «Уралан Инфо» и при помощи системы информирования и оповещения населения в общественном транспорте.

Представителями главного управления МЧС России по Республике Калмыкия даются видеокомментарии о неблагоприятном прогнозе.

В общем, принимаются все меры для того, чтобы наше население было проинформировано.


Эта статья полезна?
0% посетителей считают статью полезной

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (847) 226-24-43
приемная
8 (84722) 9-99-99
Единый «телефон доверия»
gu@08.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)