Сегодня одним из актуальных вопросов в обществе - является создание гарантий безопасной жизнедеятельности населения на всей территории нашей страны. Противостоять природным и техногенным рискам, минимизировать потери в любых чрезвычайных ситуациях можно только сообща. Именно такой подход позволяет добиваться высоких результатов в области защиты населения.
Одним из главных направлений, позволяющим управлять кризисными ситуациями, является «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Республике Калмыкия». Вот о нем мы сегодня и поговорим с заместителем начальника Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия (по антикризисному управлению и антитеррористической деятельности) полковник внутренней службы Николаем Эрендженовым.
- Здравствуйте, Николай Николаевич!
- Добрый день, Галина!
1. Что такое Центр управления в кризисных ситуациях, когда он организован? Вы называете его сокращенно ЦУКС...
ЦУКС - это главная оперативно-управленческая артерия МЧС Калмыкии. Сюда ежеминутно стекается информация о происшествиях в регионе, мониторинг погодных явлений и многое другое. Сотрудники Центра в круглосуточном режиме «держат руку на пульсе» нашей республики.
В Главном управлении МЧС России по Республике Калмыкия Центр управления в кризисных ситуациях функционирует с 2011 года. Он является органом повседневного управления на субъектовом уровне. Его создали специально для совершенствования системы управления при решении задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
2. Какова его структура, что в себя включает ЦУКС?
В состав Центра управления в кризисных ситуациях входят 7 различных отделов, деятельность которых можно разделить на обеспечение двух основных направлений - это организация экстренного реагирования и оперативно-аналитическая деятельность
Штатная численность центра составляет 78 человек. Это сотрудники аппарата управления центра и оперативная дежурная смена, включающая в себя четыре дежурные и резервную пятую смену по 11 человек в каждой.
В Центре обрабатывается большое количество информации, поступающей из различных источников, формируются прогнозы возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и принимаются управленческие решения по ликвидации ЧС.
На оснащении ЦУКСа находится Подвижный пункт управления, Беспилотные авиационные системы, Оперативная группа Главного управления, Региональная система централизованного оповещения населения, Система обеспечения экстренных вызовов 112, Система космического определения термических точек.
3. А в каких целях организуется оперативное дежурство?
Оперативное дежурство организуется в целях:
- Своевременного приведения Главного управления в различные режимы функционирования и выполнения соответствующих мероприятий;
- Обеспечения организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов республики Калмыкия, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе с применением имеющихся информационных ресурсов и систем;
- Организации непрерывного сбора и обработки оперативной информации на территории Республики Калмыкия;
- Обеспечения координации деятельности органов повседневного управления РСЧС и органов управления гражданской обороной;
4. Николай Николаевич, расскажите о характерных для нашей республики рисках.
Постоянными источниками рисков для жизнедеятельности населения и территории Республики Калмыкия являются 36 возможных рисков чрезвычайных ситуаций:
- 19 рисков природного характера (засуха, чрезвычайная пожарная опасность, комплекс неблагоприятных метеоявлений и другие);
- 14 рисков техногенного характера (ДТП, пожары, взрывы бытового газа и другие);
- 3 риска биолого-социального характера (инфекционные заболевания людей, растений и животных).
Циклическими сезонными рисками возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Республики Калмыкия являются:
Сильный ветер, пыльные бури, сильный туман, град, снег, налипание мокрого снега, гололед, заморозки, засуха, сильная жара, природные пожары.
5. Николай Николаевич, расскажите, как организована работа по оповещению населения в случае ухудшения погодных условий.
При поступлении от Калмыцкого гидрометцентра экстренных и штормовых предупреждений об ухудшении погодных условий дежурная смена ЦУКС доводит неблагоприятный прогноз,модели развития обстановки и рекомендованные превентивные мероприятия до органов исполнительной власти и местного самоуправления, заинтересованных организаций, ведомств и ЕДДС муниципальных образований.
Проводится информирование населения посредством СМС-рассылок, с привлечением средств массовой информации и интернет-ресурсов. Информация размещается на сайте Главного управления и в социальных сетях на страницах пресс-службы.
Также информация доводится до региональных телеканалов.
Представителями Главного управления для средств массовой информации записываются видеокомментарии по неблагоприятному прогнозу.
6. На оснащении в ЦУКСе имеются беспилотные летательные аппараты, расскажите, какие цели и задачи выполняет беспилотная авиация? Для чего они?
В Главном управлении созданы два отделения применения беспилотной авиации, численностью 5 человек. Все специалисты прошли обучение в Москве по эксплуатации и применению беспилотной авиации, имеются допуски на управление, а также раз в пять лет проходят курсы по повышению квалификации в Москве.
- Основными задачами являются:
организация регламентированного, правомерного и безопасного практического применения беспилотников;
привлечение беспилотной авиации для выполнения разведывательных задач при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, тушении природных пожаров, воздушной разведки зон подтопления, поисково-спасательных мероприятиях.
Задействование беспилотной авиации дает четкое понимание дальнейшего развитие ЧС, происшествия, пути распространения пожара, масштабы зон подтоплений и позволяет координировать различные службы при поисково-спасательных мероприятиях.
7. А какие беспилотные летательные аппараты имеются в нашем ЦУКСе?
На оснащении имеются беспилотные авиационные системы вертолетного типа, а именно: 2 единицы Инспаир-1 и 2 единицы Фантом 4 про+ (зарубежного производства). Дальностью полета до 5 км., с максимальной скоростью до 72 км/ч, время полета составляет до 30 минут. Максимальная высота полета таких беспилотников составляет 500 м.
8. Вы говорили также про подвижный пункт управления, расскажите о нем?
Подвижный пункт управления - это комплекс специально оборудованных и оснащенных техническими средствами транспортных средств и других элементов - палатки, пневмокаркасные модули и другое, развертываемых в зоне чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих функционирование органа управления МЧС России при осуществлении управления силами и средствами непосредственно в зоне ЧС.
Подвижный пункт управления состоит из оперативно-штабной, информационно-телекоммуникационной подсистемы и подсистемы вспомогательного обеспечения.
То есть, это выездной комплекс, способный достичь любой точки республики, развернуться в зоне ЧС и работать полностью автономно. А благодаря оснащению техническими средствами, элементами и необходимыми условиями жизнедеятельности в этом пункте можно работать и жить столько времени, сколько понадобиться для ликвидации ЧС. Так как подвижный пункт включает в себя пункт питания, пункт помывки личного состава, помещение для отдыха личного состава, пункт медицинского и психологического обеспечения и другие элементы, то есть все необходимое для быстрой и качественной работы.
9. Какие основные задачи выполняет подвижный пункт управления?
В первую очередь, это размещение личного состава органа управления МЧС России в зоне ЧС и обеспечение выполнения возложенных на него задач;
Во-вторых, информирование и оповещение населения и группировки сил РСЧС в местах проведения работ по ликвидации последствий ЧС;
Затем, устойчивое и своевременное обеспечение органа управления МЧС России техническими и программными средствами, всеми видами связи с органами управления и силами, привлекаемыми к выполнению мероприятий по ликвидации ЧС;
А также, создание необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности и отдыха личного состава органа управления МЧС России в зоне ЧС.
10. ЦУКС также занимается регистрацией туристических групп, как она осуществляется?
За 10 рабочих дней до начала путешествия туристические группы должны проинформировать службы МЧС России путем регистрации уведомления о туристском мероприятии, в котором указывается состав и количество участников, руководителей, контактные телефоны и информация о маршруте передвижения. Заявка обрабатывается в течение одного рабочего дня, ее можно подать на официальном сайте МЧС России, при личном обращении или по почте. Контроль за передвижением туристов осуществляют спасательные подразделения, в зоне ответственности которых планируется маршрут.
11. Какие информационные ресурсы и системы используют специалисты ЦУКС в своей работе и для чего они предназначены?
В своей работе в повседневной деятельности, а также при отработке чрезвычайных ситуаций, социально-значимых происшествий и тренировок специалисты ЦУКС используют более 60 различных информационных ресурсов и систем, к ним относятся информресурсы ведомственной сети МЧС России, их 16, информационные системы органов управления РСЧС, взаимодействующих организаций, их более 25, а также открытые интернет-ресурсы.
Внедрение в постоянное пользование информационных сервисов позволяет получить сведения о прогнозируемых или возникших ЧС, информацию об опасных и неблагоприятных природных явлениях, минимизировать последствия ЧС, и повысить оперативность реагирования на возникающие природные и техногенные угрозы.
12. Какие задачи стоят перед ЦУКС на ближайший год?
Повышение готовности органов управления и сил РСЧС к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и происшествия;
Совершенствование системы управления и межведомственного взаимодействия;
Применение цифровых технологий и информационных систем;
Актуализация всех соглашений и регламентов обмена оперативной информацией между Главным управлением и муниципальными органами управления;
Дальнейшее развитие в районных муниципальных образованиях информационных ресурсов «Личный кабинет ЕДДС», «Термоточки».