1.4. История гражданской обороны

История МПВО-ГО-МЧС России начинается с февраля 1918 года, когда в Петрограде был создан штаб воздушной обороны города. Руководил штабом Народный Комиссар по военным делам Н.И. Подвойский. Штаб организовал наблюдательные пункты в городе и окрестностях, пункты выдачи защитных масок и памяток их использования. Начали действовать курсы первой медицинской помощи.

1928 году приказом Наркома по военным и морским делам было введено в действие первое Положение о противовоздушной обороне СССР. В нем говорилось, что ПВО предназначена для защиты страны от воздушных нападений, силами и средствами военных и гражданских ведомств и общественных организаций. В 1929 году во исполнении постановления Совета Народных Комиссаров СССР в военных округах создаются управления ПВО, в состав которых включаются службы – инженерная, химической защиты, внутреннего наблюдения и разведки. Несколько позднее (в 1931 году) образованы также противопожарная, охраны порядка и безопасности, медико-санитарная, ветеринарная и некоторые другие. Это зарождались будущие службы гражданской обороны.

1932-1934 годы.

Медведев Михаил Евгеньевич Комдив (1898-1937). Начальник Управления ПВО РККА  первый начальник Местной противовоздушной обороны страны в 1932 – 1934 годы. Под его руководством осуществлялась маскировка и светомаскировка городов и объектов народного хозяйства, обеспечения населения защитными сооружениями. «…Вся система ПВО страны должна строится на широком и организованном охвате масс трудящихся и всего населения, ибо на одних командах ПВО никакой противовоздушной обороны страны строить нельзя…» Медведев М.Е.

4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров утвердил «Положение о противовоздушной обороне территории СССР» согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны Советского государства. Согласно этому документу основной задачей противовоздушной обороны являлось обеспечение бесперебойной работы тыла страны и защиты населения. 4 октября вошел в историю нашего государства как день создания МПВО. В составе сил МПВО к 1932 году насчитывалось более 3 тысяч формирований различного назначения, занимавшихся защитой населения, более 2,5 млн. рабочих и служащих прошли обучение мерам противовоздушной и противохимической защиты, работали более тысячи пунктов по воздушно-химической обороне.        

1934-1939 годы.

Каменев Сергей Сергеевич Командарм 1 ранга (1881-1936 г.г.), начальник Управления ПВО Наркома обороны СССР – начальник Местной противовоздушной обороны страны в 1934-1936 годы. Положил Немало усилий для развития МПВО в связи с возрастающей военной угрозой со стороны фашисткой Германии. Предложил использовать аэростаты для воздушного заграждения, задымление в целях маскировки объектов, развивать прожекторную службу.

«…МПВО – дело не ведомственное, а всенародное. Любая другая точка зрения глубоко ошибочна и чревато большими опасностями. В интересах всего населения страны надо строить коллективные средства защиты и прежде всего в районах, где имеется угроза воздушного нападения, включая и сельскую местность…» Каменев С.С.

1939-1991 годы.

В 1939 году во всех 652 городах-пунктах ПВО прошли различные по масштабам учения МПВО, в которых приняли участие 5 млн. чел. Только в Москве состоял свыше 4 тыс. учений (51 участковых, 578 объектовых и 3652 групп самозащиты). В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР. В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы. В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России).

4 октября отмечается очередная годовщина гражданской обороны. В этот день в 1932 году Совет Народных Комиссаров ССР утвердил Положение о Местной Противовоздушной Обороне, с которого началось создание системы Гражданской обороны страны.

С тех пор гражданская оборона прошла несколько этапов своего развития.

МПВО сыграла неоценимую роль в ходе Великой Отечественной войны, значительно сократив потери мирного населения и предотвратив разрушения объектов народного хозяйства. Защищая население от налетов вражеской авиации и артиллерийских обстрелов, личный состав медико-санитарных, аварийно-восстановительных и противопожарных служб трудился, постоянно рискуя своей жизнью. Велась борьба с зажигательными бомбами, оказывалась помощь раненым и пострадавшим под обломками зданий.

В первые месяцы войны в формирования МПВО было привлечено почти все трудоспособное население страны. К весне 1942 года практически каждый второй житель страны был обучен действиям в условиях возможного нападения противника.

В те далекие годы был еще один, не менее опасный враг – неразорвавшиеся бомбы и снаряды. Всего за годы Великой Отечественной войны формированиями МПВО было обезврежено более 400 тыс. авиабомб и 3,5млн. артиллерийских боеприпасов.

В период «холодной» войны, с возникновением угрозы применения потенциальным противником ядерного оружия и других современных средств массового поражения, потребовалось создать принципиально новую систему оборонных мероприятий по защите населения и объектов экономики от поражающих факторов вновь изобретенного оружия.

15 июля 1961г. Постановлением Совета Министров СССР местная противовоздушная оборона преобразована в Гражданскую оборону - систему общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения и объектов народного хозяйства от ядерного, химического и бактериологического оружия, а также в целях проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах возможного массового поражения.

В наше время, когда усложняются технологические процессы, когда в производствах применяется все больше аварийно химически-опасных и радиоактивных веществ, легковоспламеняющихся жидкостей, когда увеличивается количество катастроф и стихийных бедствий, значительно возросла социально- экономическая значимость Гражданской обороны.

Уроки Чернобыля и других чрезвычайных ситуаций и катастроф указали на необходимость проведения целого комплекса мероприятий по проведению Гражданской обороны в соответствии с социально – экономическими преобразованиями, проводимыми в стране. Гражданская оборона становится самостоятельным ведомством в структуре исполнительной власти. Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям получает статус Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 1992г. создается единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющая органы управления силами и средствами исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также организацией, к компетенции которой относится решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В ноябре 1994г. принят Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В 1998г. - Закон Российской Федерации «О гражданской обороне».

5 января 2004 года Президентом Российской Федерации были утверждены «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года». В этом документе были заложены основы подготовки государства к ведению гражданской обороны в новых политических и социально-экономических условиях, определены задачи, основные направления и пути реализации этой политики.

В эти годы была уточнена структура плана гражданской обороны, который отныне называется План гражданской обороны и защиты населения. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122 был упразднён институт начальников гражданской обороны, ликвидированы службы гражданской обороны, разделены полномочия в области гражданской обороны между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. На гражданскую оборону была возложена задача по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которую теперь решают как РСЧС, так и гражданская оборона.

Основными направлениями совершенствования системы гражданской обороны в это время являлись:

интеграция гражданской обороны с РСЧС, максимально возможное обеспечение их органической связи и взаимодополнения;

осуществление новой политики в области гражданской обороны, предусматривающей разработку новых подходов к защите населения с учётом изменившегося характера современных войн и вооружённых конфликтов;

совершенствование подготовки сил гражданской обороны, обеспечение их готовности к ликвидации различных чрезвычайных ситуаций, вследствие сближения характера и объёмов задач мирного и военного времени.

В целях дальнейшего развития сил гражданской обороны в 2011 году на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны были сформированы спасательные воинские формирования МЧС России, определены их задачи, порядок применения, организация деятельности, порядок комплектования и подготовки. Спасательные воинские формирования стали соединениями постоянной готовности, их возможности по проведению аварийно-спасательных работ повысились в 1,5 – 2 раза, улучшилось их оснащение, повысилась мобильность, готовность к применению как в мирное, так и в военное время в существующей штатной структуре.

Гражданская оборона Российской Федерации на современном этапе составляет часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны и предназначена для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и при террористических актах.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности, государство выполняет три важнейшие функции:

обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);

сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);

сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики, выживания населения, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).

3 сентября 2011 года Указом Президента Российской Федерации № Пр-2613 были утверждены основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года.

Проведение единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны является важной задачей по совершенствованию оборонного строительства, обеспечению безопасности государства и целенаправленной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в осуществлении защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Для своевременного реагирования на сохраняющиеся и перспективные угрозы основными направлениями единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года являются:

развитие нормативно-правовой базы в области гражданской обороны;

совершенствование системы управления гражданской обороны;

совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

развитие сил гражданской обороны;

сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

совершенствование системы обучения населения, подготовки должностных лиц и работников в области гражданской обороны;

развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (847) 226-24-43
приемная
8 (84722) 9-99-99
Единый «телефон доверия»
gu@08.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)